- Что такое утечка и как она проявляется
- Какой ток утечки — норма
- Что делать при отклонениях от нормы
- Основные причины повышенной утечки
- АКБ не успевает заряжаться
- Неисправная проводка или генератор
- Ошибки при подключении различных приборов
- Большое потребление при выключенном зажигании
- Чем опасна утечка тока в автомобиле
- Диагностика
- Какой инструмент подготовить для проверки
- Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром
- Измерение общего тока
- Проверка утечки тока на автомобиле, методом поэтапного отключения приборов
- Проверка утечки тока в авто амперметром
- Проверка утечки тока в автомобиле лампочкой
- Дополнительная диагностика и устранение утечки
- Полезные советы
- Краткие итоги
Что такое утечка и как она проявляется
Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:
- неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
- ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.
К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.
Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.
Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.
Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.
Какой ток утечки — норма
В любом автомобиле присутствует минимальный ток утечки порядка 50-80 мА. Этот показатель зависит от многих факторов. В частности: состояния проводки, возраста аккумулятора и чистоты его клемм, а также температуры воздуха. Саморазряд АКБ в разомкнутой цепи допускается не более 1% в сутки, но учитывая, что он постоянно подключен к бортовой сети, то этот показатель может достигать до 4 процентов. Таким образом, допустимая утечка будет равна емкости умноженной на коэффициент 0,4.
Поскольку, кроме допустимой утечки тока аккумулятора на автомобиле, даже в состоянии покоя могут потреблять ток такие потребители как: сигнализация и иммобилайзер (20-25 мА), аудиосистема (3 мА), блок центрального замка и контролер ЭБУ (по 5 мА), то ток покоя будет значительно выше. Итого спровоцированной нормой тока утечки считается – 50-70 мА, а максимально допустимым значением – 80-90 мА.
В случае, когда утечка тока составит более чем 60-80 мА, – аккумулятор будет быстро садится.
Повышенный ток может возникать из-за: гнилой старой проводки (в большинстве случаев), замыкания в цепи через окислы, поврежденной изоляции проводов и неправильно подключённой сигнализации или магнитолы. Хотя небольшое потребление тока сигнализацией допустимо, поскольку это активное устройство и требует питание на радио-модуль, датчики объема/удара и светодиод.
Утечки тока покоя могут стать причиной пожара, так как им свойственно превращаться в короткое замыкание при благоприятных условиях.
Произвести расчет тока утечки в зависимости от саморазряда аккумулятора (для нового норма потери 0,5–1,0 % а для подержанного АКБ 1–1,7 %) и количества потребителей, которые даже в дежурном режиме потребляют энергию, поможет наш online-калькулятор нормальной (естественной) утечки тока покоя аккумулятора автомобиля.
Что делать при отклонениях от нормы
Если ток утечки превышает нормальные значения, ищут причину. Начинают с подсоединения мультиметра, как при проверке, затем один за другим извлекают предохранители и реле. Так поочередно размыкается цепь в бортовой сети. Если в ходе проверки ток утечки придет в норму, значит проблемная цепь найдена. Далее уже разбираются с этим прибором, то есть ремонтируют или заменяют.
Бывает, в ходе проверки извлекаются предохранители, а источник проблемы не обнаруживается. Тогда проверяют те места, где предохранителей нет – стартер и генератор. Именно из-за неполадок в последнем и страдает АКБ – она просто не заряжается.
Проверка генератора выполняется по инструкции:
- Выключают зажигание, из замка достают ключ.
- Отключают всех потребителей тока.
- К батарее подсоединяют концы мультиметра: черный к «-», красный к «+».
- На приборе выставляют режим измерения напряжения.
- Если АКБ заряжена, на экране покажет 12.6 – 12.9 В.
- Запускают мотор, включают фары, печку, обогрев стекол.
- Снова проводят замеры. Должно показать 12.8 – 13.4 В, предел – 14.3 В.
Если напряжение в этом диапазоне, значит дело не в генераторе – он справляется с зарядкой батареи. Когда меньше – проблема есть, возможно, износились щетки или вышел из строя диодный мост. Ремонтировать – не практично, поэтому узел заменяют.
На новых автомобилях нормальные значения тока утечки находятся в диапазоне 15 – 80 мА (когда потребители энергии отключены). Если выше – ищут проблемный прибор или испортившуюся проводку. Игнорировать этот момент не стоит. Последствия разные, от севшей АКБ до возгорания проводки.
Основные причины повышенной утечки
Чтобы проще было понять суть проблемы, можно ввести аналогию аккумулятора с классическим бассейном с несколькими трубами из математической задачи. По одной трубе вода в бассейн втекает – это ток заряда. По другой (или нескольким) вода вытекает. Это разрядный ток, или сумма токов ко всем потребителям. Если зарядный ток намного превышает разрядный, бассейн будет наполняться до краев, и в любом случае в нем будет в наличии вода (запас энергии) для питания потребителей. Если выходных труб много или расход по ним больше (много нагрузок с высокой мощностью потребления), то уровень воды будет пополняться медленно, или вообще будет только снижаться (если ток разряда будет больше тока заряда). Поэтому причины ситуации, когда аккумулятор разряжается, можно разделить на две группы:
- недостаточно энергии заряда (мало воды поступает в бассейн);
- чрезмерный ток разряда (много воды расходуется).
Для дальнейших поисков неисправности важно определить изначальный фактор неправильной работы системы электроснабжения.
АКБ не успевает заряжаться
Аккумуляторная батарея будет заряжаться гораздо быстрее, если не будет утечки. При сильной утечке электрического тока, зарядка не успевает поступать из-за того, что происходит быстрый разряд. Самым важным элементом электропитания всего автомобиля и электрической системы является генератор. Благодаря ему автомобиль передвигается, а аккумуляторная батарея не разряжается. За счёт сохранения и преобразования энергии, генератор удерживает ток внутри, что позволяет не расходоваться АКБ.
Поэтому источник питания нужен только для того, чтобы запустить автомобиль. Дальше всю ответственность берёт на себя генератор. АКБ расходует заряд при слишком большом количестве подключённых элементов. Например, свет, аудиосистема, зарядка для телефона и другие. При сильных оборотах двигателя возникает повышенное напряжение на систему, а при холостом ходе наоборот заниженное напряжение. Поэтому идеальная поездка должна быть равномерной без резких торможений и ускорений. Конечно, в городских условиях это невозможно.
При движении в городе рекомендуется отключать все лишние потребители. Больше всего расходует заряд питание смартфонов или гаджетов. Некоторые водители отключают мотор, когда стоят в большой пробке иди на железнодорожной полосе. Объясняют они это тем, что экономится топливо. Да, небольшая экономия в этом есть, но когда двигатель автомобиля нагретый, то при запуске может вырабатываться огромная сила тока. При частом таком способе заглушения, расход заряда аккумуляторной батареи увеличится. Если вкратце, то разряд будет превышать заряд, и АКБ не успеет набраться электроэнергии.
Неисправная проводка или генератор
Бывает так, что генератор выдает пониженное напряжение, которого перестает хватать для нормального подзаряда АКБ. В большинстве случаев причин неисправностей две:
- вышел из строя регулятор напряжения;
- выгорел диод (или несколько) в выпрямителе генератора (в диодном мосте).
В этих случаях проблема легко диагностируется и лечится заменой неисправного элемента.
Могут быть и прочие неисправности – например, подклинивание (или полное заклинивание) подшипника источника электроэнергии. В этом случае, скорее всего, будет слышен характерный свист проскальзывания ремня привода генератора. А в целом понижение напряжения бортсети можно заметить по уменьшению яркости осветительных приборов и сбоям в работе автомобильной электроники. При первых подозрениях надо замерить напряжение на клеммах генератора. Если оно ниже нормы, генератор вообще может превратиться из источника энергии в потребителя, усугубляя проблему.
Другая причина, по которой подзаряд может замедлиться или отсутствовать вообще – окисление контактов силовой цепи. Это может привести к росту переходных сопротивлений, увеличению падения напряжения в месте контакта, как итог – уменьшение напряжения на потребителях. Наибольший эффект дают окисленные контакты на клеммах аккумулятора, генератора. В меньшей степени – на терминалах стартера и втягивающего реле. В последнем случае процесс пуска может затянуться, что приведет к большему разряду АКБ.
Ошибки при подключении различных приборов
Ошибки заключаются в следующем.
- Любой гаджет или другое устройство подключается при слишком неравномерном движении. Напряжение и так скачет при постоянной остановке автомобиля, а тут ещё зарядку потребляет устройство.
- Слишком много включено потребителей. В их число входят: свет, заряжаемый прибор, аудиосистема, внутреннее освещение в автомобиле.
- Также не рекомендуется подключать слишком энергоёмкие приборы, если аккумуляторная батарея по ощущениям слабая. Это моментально высосет остаток энергии и после поездки автомобиль не заведётся без подзарядки.
Большое потребление при выключенном зажигании
Часть потребителей в машине запитана всегда, даже когда двигатель остановлен и зажигание выключено. Если таких нагрузок слишком много, аккумулятор разрядится быстрее, ему потребуется длительная зарядка во время езды. Иногда в результате ошибки некоторые потребители подключаются в обход замка зажигания – например, активные антенны для радиоприема, сервисные устройства и т.п. Они также могут создавать проблемы с уровнем запаса энергии в АКБ.
Чем опасна утечка тока в автомобиле
Проверка утечки тока аккумулятора автомобиля важна, поскольку одним из неприятных последствий может быть то, что аккумуляторная батарея полностью разрядится. Конечно, аккумулятор можно подзарядить, однако это не устранит проблему.
Аккумулятор кислотного типа выполнен из пластинок, которые находятся в электролите (смешанные серная кислота и дистиллированная вода). Когда он разряжается, на пластинах скапливается кислота в форме солей. Следовательно, рабочая поверхность аккумуляторной батареи становится меньше. Затем соли превращаются в кристаллы, электролит не способен растворить их. В результате аккумулятор становится менее емким и быстро портится.
Если во время проверки утечки тока в автомобиле вы обнаружили неполадку, следует как можно быстрее починить электрику. Иначе аккумулятор придется заменять на новый.
Диагностика
В автомобиле присутствуют устройства, потребляющие ток регулярно. К ним относятся:
- Часы:
- Память ЭБУ;
- Иммобилайзер;
- Сигнализация.
Их функционирование подразумевает постоянное питание. Энергозависимая память после перезагрузки снова начинает работать, запоминая текущие установочные функции. Охрана автомобиля осуществляется с момента постановки на стоянку. Все эти приборы нуждаются в токе, что говорит о возможности потребления небольшого объема энергии в регулярном режиме.
Так как ток уходит на работу многих энергозависимых устройств, то следует указать, что существует норма утечки. Она является постоянной величиной, которая высчитывается путем суммирования объема потребления каждого устройства. Если в автомобиле постоянными потребителями выступаю часы, сигнализация, аудиосистема, то сумма их токопотребления составит 1мА+20мА+3мА соответственно. При складывании величин тока для всех устройств, работающих постоянно, получается общая сумма в пределах 50–80 мА.
При сравнении с лампочкой фары, потребляющей около 500 мА, норма утечки тока в 50 мА не может повлиять на разряд АКБ.
Чтобы определить норму утечки тока в собственном автомобиле, следует провести диагностику. Она осуществляется путем замеров токопотребления. При выявлении величины потребления больше нормы, появляется необходимость поиска и устранения неполадки в работе электрооборудования или бортовой сети.
Какой инструмент подготовить для проверки
Основной инструмент для поиска утечек – амперметр. Очень удобно использовать мультиметр с клещами постоянного тока – они позволяют делать замеры без отключения проводов. К тому же их действие основано на эффекте Холла, который позволяет различать направление тока, что бывает критически важно при обнаружении утечек.
Если их нет, можно применять и обычный тестер в режиме амперметра, но здесь понадобится еще и инструмент для отсоединения и присоединения проводов, и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.
Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром
Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.
Измерение общего тока
Для того чтобы выполнить измерения энергии, потребуется выполнить несколько простых и несложных комбинаций. Все проверки должна проводиться при отключённом зажигании. Также потребуется отключить все лишние энергетические потребители, это свет, аудиосистема, вентиляторы, внутреннее освещение. Рекомендуется отключить систему безопасности или оставить одно окно открытым, чтобы в случае срабатывания сигнализации можно было открыть автомобиль изнутри.
Перед началом мероприятий понадобится произвести правильную настройку параметров мультиметра. Необходимо поставить устройство в режим замера постоянного электрического тока, это не только правильно покажет всю необходимую информацию, а ещё и сохранит устройство от возникновения неисправности. Предел его измерения нужно выставить максимально возможным. После этого производится отключение любой клеммы аккумуляторной батареи.
В электрическую цепь между клеммой и проводом устанавливается уже подготовленный мультиметр. В комплекте некоторых новых мультиметров есть специальные зажимчики, которые называются «крокодилами». Они предназначены для того, чтобы человеку не пришлось держать щупы в руках. Ни в коем случае нельзя после подключения тестера включать какой-либо потребитель электроэнергии в автомобиле. Это приведёт к тому, что тестер поймает перенапряжение и сгорит.
Для наглядности какая может быть максимальная утечка тока в аккумуляторной батарее, специалисты вывели значения, которые могут допускаться в пределах нормы:
- если автомобиль имеет стандартные энергетические потребители, то нормальное состояние не должно превышать более 50 мА;
- если автомобиль оснащён дополнительными функциями, такими как: навигатор, улучшенная аудиосистема, сигнализация, то электрическому току можно доходить до 80 мА.
Когда процедура тестирования проведена, необходимо оставить все как есть на 10 минут. Дело в том, что электрическая система автомобилей имеет некоторые функциональные особенности. Так чем дольше отключён двигатель, тем меньше он потребляет энергии. Через 10 минут нужно будет снова проверить состояние напряжения электроэнергии. Если она не изменилась, то скорее всего произошла утечка и это нужно восстанавливать.
Проверка утечки тока на автомобиле, методом поэтапного отключения приборов
Прежде чем разносить весь автомобиль, необходимо проверить оборудование, которое было изготовлено самостоятельно или при помощи других лиц. Следует поэтапно отключить каждое устройство и провести тестирование на количество тока. Проверка начинается всегда с нештатных единиц, так как в 80 процентах случаев проблема кроется именно в них. А если дело не в них, то значит можно перейти к стандартному оборудованию. Скорее всего из-за своего возраста какие-то провода стёрлись или проплавились.
Проверка утечки тока в авто амперметром
Если машина работает нормально, то бортовая сеть будет потреблять не более 70 мА. Но данный показатель достигается не мгновенно. В самом начале (когда цепь, состоящая из амперметра и бортовой сети, будет соединена) потребление электротока составит 120–130 мА. Однако если показания мультиметра больше, значит, есть неисправность. Надо в первую очередь обследовать блок предохранителей. Выполняя проверку утечки тока в автомобиле мультиметром, предохранители следует вынуть один за другим.
Отключаем от минусовой клеммы АКБ провод, подсоединяем мультиметр. Не забывайте, что машину следует заглушить. Мультиметр в этот момент определит объем электротока, который автомобиль потребляет, находясь в выключенном состоянии.
При проверке утечки тока в автомобиле мультиметром предохранитель вынимаем и, используя контрольную лампу, определяем, подходит ли к предохранителю ток, когда машина не заведена.
Когда авто не оснащено сигнализационной системой, проигрывателями и тому подобным, то объем потребляемой электроэнергии будет не более 70–80 мА.
Проверка утечки тока в автомобиле лампочкой
Ничего страшного, если у вас под рукой нет мультиметра. Воспользуйтесь двенадцативольтовой лампочкой, накрутив на нее пару витков провод. Чтобы выполнить проверку утечки тока в автомобиле лампочкой, придется сделать этот измерительный прибор самостоятельно. Он делается 2- либо 3-клеммным. Следует отогнуть провод на боковой части (минус), ко второй части подсоединяем плюс. Провода выбираем не более 100 см, иначе вам будет неудобно проводить проверку утечки тока в автомобиле.
Плюс и минус на лампочке не должны соприкасаться, поэтому придется сделать изоляцию выводов. Затем необходимо отсоединить клемму, проверив ее точно так же, но сменив полярность. Вставляем провод в разрыв между аккумулятором и плюсом. Лампочка светится? К сожалению, проверка показала утечку тока в автомобиле.
Обратите внимание: лампочка не должна быть мощнее 5 ватт.
Идеальный вариант — лампа огней габаритов. Однако не стоит использовать диодную лампочку. Она не переживет резкого перепада напряжения и сгорит. Самое неприятное, что вы не сможете это определить, просто посмотрев на нее.
Дополнительная диагностика и устранение утечки
При неудачных попытках найти утечку можно воспользоваться ещё парой способов, которые помогут решить неприятную проблему.
- провести тестирование на саморазряд аккумуляторной батареи;
- тест на поломку генератора.
Для начала понадобится извлечь аккумулятор из автомобиля протереть его чистой тряпкой. Если АКБ обслуживаемая, то нужно открутить крышки банок и провести замеры плотности электролита. При необслуживаемой АКБ нужно для начала проделать специальные отверстия. После окончания процедуры нужно загерметизировать все банки.
Полезные советы
- Если у вас часто выходят из строя предохранители, не думайте что вам попались плохие и не ищете более тугоплавких и, конечно же, не заменяйте их монетками либо другими подходящими по размеру металлическими предметами.
Сгоревший предохранитель поменять дешевле чем сгоревший автомобиль!
- Перегорая, предохранитель выполняет свое предназначение: не допускает возгорания проводки и предупреждает вас о неисправности в электрооборудовании. Вам остается только найти и устранить эту неисправность.
- Следите за состоянием клемм аккумулятора. Слой окисла на них сильно ограничивает ток стартера и создает впечатление того, что аккумулятор подсажен. Чтобы они меньше окислялись, после чистки смажьте их тонким слоем консистентной смазки вроде литола.
- Обращайте внимание на то, гаснет ли у вас салонное освещение при закрывании дверей. Во-первых, оно потребляет не так уж мало как думает большинство автолюбителей, во-вторых, дверные кнопки, гасящие свет в салоне, иногда выходят из строя.
- Если аккумулятор все же разрядился, можно воспользоваться сетевым зарядным устройством. Чтобы определить оптимальный зарядный ток вашего аккумулятора, нужно его емкость разделить на 10 ч. То есть при емкости аккумулятора 50 Ач для него рекомендуется зарядный ток 5А. Заряжать его следует в течение 10 часов.
Краткие итоги
Повышенная утечка тока в автомобиле — серьёзная неисправность. За норму можно смело принимать всё, что менее 120 мА. Хотя для некоторых машин и это слишком много. Чтобы замерить утечку тока, нужен мультиметр и простой алгоритм действий. Найти причину чрезмерного энергопотребления тоже несложно. Ну а её устранение — и вовсе дело техники.
- https://ProAkkym.ru/avto/kak-proverit-utechku-toka-na-avtomobile-obychnym-multimetrom
- https://etlib.ru/calc/leakage-current
- https://probatareiki.ru/akkumulyatory/tok-utechki-akkumulyatora-avtomobilya-normalnoe-znachenie
- https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/kak-proverit-utechku-toka-multimetrom
- https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/avtomobilnye/kak-najti-utechku-toka-v-avtomobile/
- https://seite1.ru/remontiruem-sami/utechka-toka-v-avtomobile-prichiny-i-ustraneniya/.html
- https://autolirika.ru/soveti/kakoj-tok-utechki-na-avtomobile-yavlyaetsya-normoj.html
- https://a6s.info/ru/elektrooborudovanie/77-utechka-toka
Как вам статья?