Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Конструкция автомобильного генератора

Любой генератор, за исключением моделей постоянного тока, создает многофазный переменный ток – три или четыре фазы в зависимости от мощности. Зачем такое усложнение, если в бортсети все равно используется только постоянный ток? Дело в том, что у многофазного генератора переменного тока выше КПД, а главное – ток снимается не щетками со вращающегося ротора, а с неподвижных обмоток статора. Соответственно нет и проблем с выгоранием коллектора (ток в нем гораздо меньше того, что выдает генератор), и сам коллектор проще – два кольца, а не набор изолированных ламелей.

Чтобы преобразовать многофазный переменный ток в постоянный, используется диодный мост. Как минимум он содержит несколько мощных диодов по удвоенному числу фаз – они и заняты выпрямлением тока. На некоторых генераторах есть и дополнительные диоды, обеспечивающие питанием реле-регулятор.

Само же реле-регулятор давно уже не реле: вместо электромеханического устройства для управления генераторами применяются электронные схемы, но название «реле-регулятор» за ним уже твердо устоялось. Они действуют одинаково – изменяя ток в обмотке ротора (и магнитное поле в сердечнике), они повышают или понижают напряжение на выходе генератора так, чтобы удержать его в заданных пределах от 13,7 В (старые маломощные генераторы) до 14,5 В (современные генераторы, рассчитанные на высокое энергопотребление бортсети и ускоренную зарядку аккумуляторов). Современные генераторы уже не являются самостоятельными узлами, а интегрированы с бортовыми контроллерами: в них ЭБУ управляет напряжением, поднимая его после запуска мотора для ускорения зарядки аккумулятора, а затем снижая до нормы.

Читайте также:  Как почистить клеммы аккумулятора от окисления: чем чистить, пошаговая инструкция

Питание реле-регулятора осуществляется от внешней сети («Жигули», большинство иномарок) и от самого генератора через дополнительные диоды моста (переднеприводные ВАЗы). Вторая схема считается менее надежной, зато имеет отличительную способность к самовозбуждению за счет остаточной намагниченности ротора – генератор, раскрученный до высоких оборотов, выдаёт достаточно тока, чтобы сработало реле-регулятор и вывело его на рабочий режим.

Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора

Сила тока, которая требуется для нормальной работы всего электрооборудования и зарядки батареи, индивидуальна для каждой модели и рассчитывается с запасом, чтобы автовладелец имел возможность подключать дополнительное оборудование.

Разброс мощности достаточно высок – в компактные городские автомобили устанавливают 50-амперные генераторы, в солидные авто и внедорожники – 200-амперные.

В любом случае реле-регулятор следит, чтобы напряжение, передаваемое с генератора на аккумулятор, было не больше 14 В – зарядка в таком режиме убережёт электролит от перегрева (а летом в моторном отсеке очень жарко – в околомоторном пространстве под 100 градусов), при котором жидкость закипает, разлагаясь на кислород и водород.

Основная проблема заключается в том, что сильно разряженную АКБ генератор при стабильном напряжении будет заряжать повышенным током. Для потерявших большую часть заряда аккумуляторов это чревато большими неприятностями, вплоть до полного выхода из строя. Впрочем, в последнее время дорогие комплектации престижных моделей оснащаются функциями, позволяющими контролировать и величину тока зарядки АКБ.

Из вышесказанного нужно уяснить: сколько ампер должен выдавать генератор ТС на аккумулятор, зависит от степени заряженности батареи. В обычных обстоятельствах это примерно 1 А, а по мере роста напряжения в аккумуляторе это значение уменьшается до 0.5 А. Да, этого мало. Можно утверждать, что генераторная подзарядка батареи никогда не бывает полной, это правда. Именно поэтому рекомендуется раз в полгода производить зарядку с использованием зарядного устройства.

Что касается максимального тока, то его значение обычно указывается на маркировке генератора. Если он или компонента генераторного узла неисправны, зарядка батареи будет производиться при пониженном напряжении, и она будет постоянно недозаряжаться. Перед тем как проверять напряжение генератора на аккумуляторе с помощью мультиметра, следует убедиться, что остальные приборы, потребляющие электроэнергию, работают нормально – это может сузить дальнейшие поиски неисправности.

Как определить отсутствие зарядки?

Если аккумулятор не заряжается, то силовые и электрические узлы автотранспортного средства хуже функционируют. Для решения проблемы водители используют разнообразные методики: прикуривание, буксировка.

Но бывают ситуации, когда не идет зарядка на аккумулятор. Дабы определить это, используют тестер или мультиметр, при помощи которого устанавливается значение напряжения. Если нет зарядки, то на мониторе мультиметра отразится 12В (стандартный показатель – 14В). Диагностика выполняется при работающем моторе. Только так можно получить правильные показания.

Если запустить мотор невозможно, то для установления напряжения используют токопроводящие клеммы источника питания. Если нет заряда автомобильного аккумулятора, то на мониторе будет 11,8–12 В.

Причины проблем с зарядкой автомобильного аккумулятора

Определить, почему не заряжается аккумулятор можно, если воспользоваться эффективным способом.

Понижение плотности электролитического состава

Для проверки плотности используется ареометр. Тестирование проводят для каждой банки. Новый аккумулятор имеет плотность в 1,26–1,27 г/см3. В процессе зарядки аккумулятора плотность электролитического состава постепенно повышается. Если уровень плотности не изменяется, то аккумулятор автомобильный не заряжается. О проблемах с электролитическим составом свидетельствует и наличие взвеси, помутнение.

Процедура восстановления выполняется в такой периодичности:

  1. Мутный состав аккуратно сливается. Для этих целей используют резиновые перчатки и защитную одежду. Ведь в состав электролита включены компоненты, которые способны нанести вред.
  2. Для промывки банок применяют очищенную дистиллированную воду.
  3. При заливке нового электролитического состава отслеживается степень плотности. При необходимости автомобильный аккумулятор заряжается.

При промывке следят за состоянием свинцовых пластин и контактов.

Короткое Замыкание в свинцовых пластинах

Аккумулятор не заряжается от зарядного устройства, если произошло короткое замыкание свинцовых пластин. Происходит это из-за частичного или полного осыпания свинца, его контакта с токопроводящими выводам и торцами электродов.

Еще одна причина КЗ – выход из строя или истирание сепараторов. Это приводит к контакту отрицательного и плюсового выводов. К таким эффектам приводят разнообразные деформации.

В некоторых случаях допускается восстановление банок. Если такие действия осуществить нельзя, то аккумуляторная батарея заменяется.

Сульфатация свинцовых пластин

Нередко аккумулятор не берет заряд из-за образования налета (сульфатации) на токопроводящих выводах. Этот эффект возникает из-за того, что источник питания заряжается не до конца в течение длительного времени. На начально этапе аккумуляторная батарея восстанавливается. Для этого выполняется циклическая подзарядка.

Источник питания не заряжается до конца и в том случае, если целостность корпуса нарушена. Ведь это провоцирует вытекание электролитического состава, испарение жидкости. Для заделки микротрещин используют пайку, клеевой состав. Восстановление проводят после слива электролитического состава, промыва банок и сушки корпуса.

Очистку токопроводящих клемм проводят по определенной схеме:

  • Корпус источника питания и банки промываются. Для этого используют дистиллированную воду.
  • Тщательно высушенную батарею заполняют электролитическим составом с требуемой плотностью. Используя зарядное устройство, источник подзаряжается. В процессе проверяется плотность. Если возникает необходимость, вводят жидкость или дистиллированную воду
  • Зарядный агрегат не отключается до того момента, пока он заряжает аккумулятор. Проверяется каждая секция.
  • Если источник питания или батарея на ноутбуке не заряжается, то ЗУ отключают. Проверяют плотность, заливают электролитический состав.

Процесс сульфатации нередко путают с разрушением свинцовых пластин. Выявить это несложно. Для этого проверяют электролитический состав. Если в нем присутствуют частички, взвесь, то лучше его заменить.

Проблемы с генератором

Аккумулятор не заряжается от генератора из-за ряда причин. Дабы быстро выявить эти проблемы, необходимо знать их особенности.

Сгорел предохранитель

Для начала стоит проверить, а не врёт ли сам индикатор заряда аккумулятора на панели приборов. Иначе вы будете искать причину там, где её нет.

Для начала стоит проверить предохранительДля начала стоит проверить предохранитель
Найдите в руководстве к своему автомобилю соответствующий предохранитель. Эта информация, как правило, содержится в разделе по электрической части. Находите предохранитель, смотрите его состояние и заменяете при необходимости. Запускаете двигатель и, если индикатор погас, то с генератором все нормально и никакой ремонт не требуется.

Перегрузки генератора

Одной из основных причин, почему генератор не даёт достаточную зарядку аккумулятору, заключается в его банальной перегрузке. В штатной комплектации такая ситуация обычно не возникает, но если подключить к бортовой сети с пяток охочих до электроэнергии гаджетов (смартфон, регистратор, навигатор, более мощные фары и т. д.), то ситуация может измениться в худшую сторону.

Установка более мощной АКБ (например, 70-амперной вместо батареи на 55-60 А) также приведёт к тому, что она будет испытывать постоянный дефицит тока заряда.

Так что перед тем как увеличивать нагрузку на бортовую сеть, не поленитесь, узнайте мощность генератора и суммарное потребление тока всеми потребителями – это убережёт вас от необдуманных поступков.

Измерение параметров генератора

Налет на клеммах

При обнаружении накипи на контактах их достаточно очистить, после чего функциональность деталей будет восстановлена. Эта простая процедура выполняется с помощью деревянного или пластикового скребка. К сожалению, процесс образования накипи может повториться после непродолжительной эксплуатации автомобиля. Чтобы не тратить время на выполнение такой работы клеммы аккумулятора рекомендуется обработать специальными составами. С этой целью можно успешно использовать Литол, Солидол или силиконовую смазку.

Плохой или ослабленный контакт

Такая неприятность случается при сильном загрязнении контактных колец, а также щёток. Ослабление контакта может произойти и из-за уменьшения давления на щётки со стороны ослабленной пружины. Наконец, щётки может просто заклинить. Все эти неприятности могут стать причиной роста сопротивления возбуждения. Проблема устраняется своевременной чисткой загрязнённых элементов, при наличии окислов на кольцах их убирают наждачной бумагой.

Стерлись щетки

Если стерлись щетки, то генератор не будет способен передавать получаемый в его обмотках электрический ток к проводам электрической системы автомобиля. Подобные нарушения в работе детали приведут не только к невозможности заряда аккумулятора, но и к снижению эффективности работы многих приборов. Например, в ночное время элементы освещения, запитанные только от батареи, будет недостаточно хорошо освещать дорогу, а работа звукового сигнала также иметь значительные искажения. Если длительной эксплуатации машины с неработающим генератором запустить двигатель также не получится по причине полного разряда батареи. Для обычных кислотных АКБ нулевой разряд, как правило, приводит к невозможности дальнейшего использования.

При первом подозрении на неработоспособность щеток генератора эксплуатация автомобиля должна быть прекращена. Углеродные токосъемники являются расходной деталью, поэтому приобрести и заменить их не составит большого труда.

Для того чтобы убедиться в том, что щетки нуждаются в заменене, не обойтись без частичного разбора генератора. В большинстве моделей достаточно открутить заднюю половинку устройства, чтобы получить доступ к этим деталям. Понять, что щетки чрезмерно изношены можно по их внешнему виду. Эти детали будут стерты до самого контактного провода, либо их длина будет крайне мала. При значительном износе щетки могут также залипать в посадочных местах по причине недостаточного нажима пружины, которая служит для создания плотного контакта между щеткой и токосъемным кольцом.

Установка новых щеток позволит полностью восстановить работоспособность генератора.

Обрывы в обмотке

Ещё одной причиной, почему генератор не заряжает АКБ, является наличие обрыва в обмотке возбуждения. Такая неисправность диагностируется просто – достаточно приложить руку к корпусу – в таких случаях он сильно греется. Чтобы уточнить диагноз, конец обмотки вместо щётки подключают к генераторной клемме, а затем производят замер тока мультиметром через батарею. Если показания будут нулевыми – налицо обрыв. Для поисков проблемной обмотки к каждой катушке в порядке очереди подключают аккумуляторные провода и повторяют измерения. Если обрыв внешний, можно попробовать его устранить паяльником. В противном случае катушка меняется целиком.

Замыкание обмоток на корпус

Замыкание обмоток на корпус делает полностью или частично невозможной генерацию необходимого количества электроэнергии для зарядки аккумулятора. Если обмотки не постоянно замыкают, а происходит это лишь время от времени, то диагностика может быть сильно затруднена. Если же утечка тока происходит постоянно, то для ее выявления можно обойтись без применения дорогостоящих инструментов и приборов. Достаточно использовать лампу накаливания напряжением 220 Вольт и отрезок провода. Проводник с фазой подсоединяют к контактному кольцу, а лампу накаливания одним контактом к «земле», а другим к корпусу ротора. Если происходит свечение лампы, то такой сигнал свидетельствует о том, что происходит замыкание обмоток на корпус. Аналогичным образом проверяется утечка тока на корпус статора.

При выполнении диагностических операций следует проявлять осторожность. Высокое напряжение опасно для жизни, поэтому проверяемые детали следует укладывать на диэлектрическую подложку, а при проведении исследований необходимо пользоваться специальными резиновыми перчатками.

Вышел из строя диодный мост генератора

Ещё одной проблемой в генераторе может стать выход из строя диодов. Как эту неисправность диагностировать самостоятельно? Тут потребуется мультиметр или вольтметр. Заводите двигатель, щупы мультиметра накидываете на выводы АКБ и замеряете напряжение. Затем немного выжимаете газ и наблюдаете за напряжением. При исправном генераторе оно будет расти. Если оно падает, то с большой долей вероятности можно утверждать, что диодный мост вышел из строя. Причиной выхода из строя диодов чаще всего является короткое замыкание.

Неисправный диодный мост требует ремонта у автоэлектрикаНеисправный диодный мост требует ремонта у автоэлектрика

В этом случае нужно снимать генератор и «прозванивать» диоды. Но без соответствующих навыков эту работу вам выполнить будет сложно. Здесь уже лучше обратиться к автоэлектрику. Заодно можно проверить щётки и состояние генератора в целом. Некоторые автолюбители, если позволяют средства, просто заменяют весь генератор целиком.
Те, кто разбираются в автоэлектрике, самостоятельно подбирают диоды взамен сгоревших и проводят ремонт своими руками.

Механические поломки

Если не идёт зарядка аккумулятора, причины могут оказаться механическими. Чаще всего в таких случаях виновник – ослабленный ремень генератора. Диагностируется эта неприятность просто – при растянутом приводном ремне сильно греется шкив. Проблема решается заменой ремня.

Ремень генератора и натяжной ролик

Следует также проверить клеммы аккумулятора – если они окислены, вот вам и причина недозаряда. Причина может крыться в плохих контактах в местах крепления проводов к узлам генератора, в их обрыве, перетирании. Наконец, стоит проверить, не сгорел ли предохранитель (хотя рекомендуется начинать диагностику с этого, а не заканчивать её).

Причины возникновения неисправности стартерных автомобильных аккумуляторов

Стартерные аккумуляторы могут выходить из строя при неправильных режимах эксплуатации. Если на мощный автомобиль будет установлена небольшая АКБ, которой для запуска двигателя потребуется работать в режиме повышенной нагрузки, то очень скоро пластины батареи разрушатся и ее дальнейшая эксплуатация станет невозможной. Батареи со значительными показателями емкости, наоборот, не будут полностью заряжаться при установке на малолитражки, а генераторы таких автомобилей будут постоянно работать на пределе мощности.

Неправильная эксплуатация АКБ может заключаться и в несоблюдении элементарных норм безопасности. Например, применение батарей с высоким корпусом, на верхней крышке которых находятся клеммы, на автомобилях с недостаточным пространством под капотом, где устанавливается химический источник тока, может привести к короткому замыканию между контактами. Достаточно одного такого события, чтобы АКБ полностью вышла из строя.

Не следует оставлять разряженную батарею в неотапливаемом гараже или в машине на улице в мороз. Плотность электролита в таких АКБ крайне низка, поэтому замерзание жидкости может произойти уже при относительно небольшой минусовой температуре. В результате давления льда, пластины внутри аккумулятора будут разрушены, что также сделает невозможным дальнейшую эксплуатацию устройства.

Что можно сделать, когда АКБ не заряжается

Если не заряжается аккумулятор автомобиля, то можно попытаться восстановить его работоспособность. Если кислотная АКБ эксплуатируется уже много лет, то восстановить ее емкость в значительной степени можно с помощью зарядника с режимом тренировки. Такой прибор периодически подает заряд на клеммы аккумулятора, после чего происходит кратковременный разряд батареи. Большое количество повторяющихся циклов заряд-разряда позволяют уменьшить окисный налет на внутренних пластинах, и даже изношенный аккумулятор начнет заряжаться, в том числе и от генератора автомобиля.

В каких случаях нужно точно менять АКБ

Если по итогам КТЦ выяснилось, что батарея потеряла 40% своей емкости или больше, ее лучше заменить как можно быстрее. Даже если она еще запускает двигатель, ее дни сочтены. Окончательный выход из строя может случиться в любой момент.

Также не удастся восстановить батарею, потерявшую емкость вследствие осыпания активной массы. Если произошло короткое замыкание электродов одного или нескольких элементов, то теоретически это можно устранить. На практике ремонт будет слишком трудоемким и без гарантии результата. Поэтому такую батарею обычно утилизируют.

Однозначно надо менять аккумулятор, в котором перемерз электролит. На вид такая батарея выглядит вздувшейся и деформированной. Замена жидкого реагента нецелесообразна – у такой АКБ пластины погнулись, и замыкание между ними может случиться в любое время даже от тряски при езде.

Для наглядности рекомендуем видео.

Когда водитель обнаруживает проблемы с подзарядом батареи, у него имеется очень ограниченный арсенал действий по устранению неисправности. А иногда единственный выход – замена дорогостоящих элементов (аккумулятора или генератора). Поэтому ситуацию лучше не запускать, а контролировать происходящее. Самое простое, но эффективное – периодически замерять уровень напряжения на клеммах АКБ при запущенном двигателе.

О чём нужно помнить?

Мы рассмотрели основные причины отсутствия зарядки аккумуляторной батареи от генератора. По статистике большинство автолюбителей при таких проблемах обращаются в сервис. Это нормально, но информация вам пригодиться, чтобы на месте понять причину поломки. К тому же, если вы в курсе ситуации, ушлым сотрудникам автосервиса будет сложно вытянуть с вас лишние деньги за ремонт.

Одно дело, когда вы говорите мастеру «мне нужно подтянуть ремень генератора», и совсем другое «там у меня сломалось что-то». Вот вам за это что-то и насчитают в два раза больше.

И напоследок, о чём нужно помнить при эксплуатации аккумулятора.

Периодически при заведённом двигателе проверяйте напряжение на выводах АКБ. На разных авто это значение может отличаться, но должно укладываться в интервал 13─14,4 вольта. Если напряжение будет больше, то в батарее будет активно идти процесс гидролиза воды с выделением водорода. Если значение меньше, то аккумулятор не будет нормально заряжаться при поездке.

В обоих случаях нужно обратиться к специалисту для устранения проблемы.

Проверяйте показания индикатора заряда аккумулятора и заряжайте АКБ при необходимости. Кроме того, иногда визуально проверяйте состояние ремня генератора на предмет износа. Ближе к концу его срока службы заменяйте. Не ждите, пока он порвётся. Заодно проверяйте натяжение ремня и при необходимости подтягивайте. Если у вас все исправно по части генератора и проводки, но аккумулятор все равно не заряжается, ищите причину в нём. Для этого можете прочитать статью про ремонт аккумулятора автомобиля.

Что в итоге

Как видно, существует много причин, по которым нет заряда аккумулятора. При этом ряд проблем, когда АКБ не заряжается, является общим для разных авто (например, нет зарядки ВАЗ 2107 или не заряжается аккумулятор иномарки). При этом часть из них вполне можно обнаружить и устранить своими руками. Главное, определить, почему нет зарядки аккумулятора, после чего принимаются соответствующие меры.

Напоследок отметим, что с чисткой клемм и восстановлением целостности проводов и контактов проблем обычно не возникает даже у рядовых автолюбителей. Если же дело в генераторе, при условии отсутствия навыков по его ремонту, самому рекомендуется разве что осуществить демонтаж и  затем передать генератор для ремонта в специализированный сервис. Это позволит избежать частых ошибок, которые допускают при ремонте генератора своими руками, а также получить гарантии на отремонтированное устройство.

Источники
  • https://topmekhanik.ru/generator-ne-daet-zaryadku/
  • https://akbvavto.ru/maintenance/generator-ne-dayot-zaryadku-na-akkumulyator.html
  • https://akbzona.ru/zaryadka/akkumulyator-ne-zaryazhaetsya
  • https://akbinfo.ru/stati/ne-zarjazhaetsja-akkumuljator-avtomobilja-ot-generatora.html
  • https://ProAvtoMaster.com/ekspluatatsiya/ne-idet-zaryadka-na-akkumulyator
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/ne-zaryazhaetsya-akkumulyator
  • http://KrutiMotor.ru/net-zaryadki-akkumulyatora-avtomobilya-prichiny-remont/

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
AKBBlog.ru - справочник по аккумуляторам и альтернативной энергии