- Признаки неисправного аккумулятора
- Почему разряжается аккумулятор
- Неисправности генератора
- Низкая температура
- Утечка электрического тока
- Неисправно втягивающее реле
- Густое масло
- Короткое замыкание в аккумуляторе
- Есть неисправность бортовой электросети
- Наблюдается большой ток
- Ошибки эксплуатации
- Как правильно проверить стартер на аккумуляторе
- Проверка электродвигателя
- Проверка втягивающего реле
- Может ли сигнализация посадить батарею?
- Почему новый аккумулятор автомобиля разряжается за ночь в ноль
- Что делать, если аккумулятор садится за ночь
- Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
- Что водители делают не так?
- Как предотвратить быстрый разряд аккумуляторной батареи?
- Советы и рекомендации
Признаки неисправного аккумулятора
Каждый АКБ имеет срок службы. За это время электролит теряет свою активность, меняет плотность. Свинцовые пластины и сепаратор разрушаются, в результате происходит сульфатирование поверхности или замыкание банок. Емкость банок уменьшается при перемораживании, полной разрядке батареи или при разрушении стенок и пластин. Продлить срок малообслуживаемых банок можно омолаживанием электролита, но ненадолго. Необслуживаемые аккумуляторы не восстанавливаются при полной потере заряда.
Плотность электролита проверяется ареометром после полной зарядки во всех банках при температуре +25 0. Если рабочая плотность 1,28 г/см3, то понижение на 0,01 г/см3 обозначает, заряд АКБ понизился на 5-6 %.
Батарею контролируют специальной нагрузочной вилкой. Прибор состоит из вольтметра и нагрузочных сопротивлений в комплекте с штыревыми контактами. Напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки при плюсовой температуре должно быть 12,5 -12,7 В. Уменьшение напряжения на 0,2 В соответствует потере 20 % заряда.
С помощью штыревых сопротивлений нагрузочной вилки имитируют полную нагрузку. В течение 5 сек она должна быть не ниже 10,2 В, не снижаться. Если показания неустойчивые – батарея неисправна. Если показания устанавливаются на уровне 9,6 В, батарея разряжена на 25%.
Почему разряжается аккумулятор
На самом деле, разрядка — один из нормальных режимов работы АКБ (второй — зарядка). Критическая просадка происходит, если скорость разряда превышает обратный процесс пополнения. Объединяя все причины в группы, окажется всего две проблемы:
- Нарушение рекомендованных условий эксплуатации.
- Неисправности бортового электрооборудования.
Если энергии АКБ недостаточно, стартер, запускающий двигатель, не раскрутится, то есть не удастся завести автомобиль. Помимо пуска мотора устройство обеспечивает питание для бортовой электросети и помогает генератору справляться с повышенными нагрузками.
Если выходит из строя старая АКБ, её просто меняют, но если разряжается новый аккумулятор на машине, нужно разбираться.
Неисправности генератора
Автомобильный аккумулятор получает энергию во время работы двигателя. Хроническая разрядка АКБ возникает, если в бортовую сеть не поступает ток от генератора.
Причины отсутствия подпитки автомобильного аккумулятора:
- проскальзывание ремня;
- плохой контакт с проводами;
- сгоревший предохранитель возбуждения;
- обрыв крепления корпуса.
При поломке нужно сделать ремонт или полностью заменить устройство. Ездить на машине в ситуации, когда неисправен генератор, опасно.
Низкая температура
Автомобильный аккумулятор выдает ток в результате химической реакции. Поэтому на холоде быстро снижается емкость, а батарейки разряжаются.
Эксплуатация в экстремальный мороз может вдвое снизить срок службы АКБ.
Источник питания начинает восстанавливаться от генератора только после окончательного прогрева машины. Поэтому первые полчаса даже новый аккумулятор авто сам теряет заряд при работающем двигателе.
Утечка электрического тока
Во время стоянки машина потребляет энергию на поддержание сигнализации, электроники и медиасистемы. При штатной работе автомобильный аккумулятор сам не разряжается до критического уровня. Если потеря емкости большая, то возможна утечка электричества в бортовой сети машины. Часто проблема разряда АКБ заключается в неправильном подключении автомобильного оборудования и неисправной проводке.
Неисправно втягивающее реле
Очень распространённая поломка, которая может быть причиной плохой работы стартового механизма автомобиля.
Если произошло короткое замыкание обмотки электромагнита, то потребуется полностью заменить данную деталь, но в большинстве случаев причина неудовлетворительной работы втягивающего реле заключается в неисправности, возникающей в результате подгорания контактов реле.
Для того чтобы восстановить работоспособность устройства, необходимо снять втягивающее реле с корпуса стартера и снять эбонитовую крышку, к которой подключаются провода.
Внутри устройства, будет расположена медная пластина, замыкающая контакты реле. Именно эта деталь и бывает наиболее повреждена. Поверхность пластины, которая соприкасается с контактами, необходимо очистить от неровностей, которые возникают вследствие повышенных температур во время замыкания контактов. Для этого следует воспользоваться бархатным напильником, но снимать металл следует очень осторожно, чтобы пластина не истончилась слишком сильно, иначе хорошего контакта между проводниками электрического тока не будет.
Контакты, которые расположены на эбонитовой крышке втягивающего реле, также необходимо зачистить. Чтобы осуществить данную операцию, необходимо выкрутить болты, к которым присоединяются провода, и зачистить их с той стороны, которой они соприкасаются с контактной пластиной. Очистка поверхности болтов осуществляется напильником. Снимать необходимо минимальное количество металла, чтобы контакты достаточно плотно соприкасались с контактной пластиной электромагнита.
Когда очистка контактов будет завершена, сборка и установка втягивающего реле осуществляется в обратном порядке. Болты втягивающего реле должны быть хорошо зафиксированы в эбонитовом корпусе, но перекручивать резьбовое соединение не следует, иначе можно повредить хрупкий материал крышки данного устройства.
Густое масло
Данная проблема может возникнуть только в том случае, если марка смазывающего вещества не соответствует сезону. Стартёр будет с трудом проворачивать коленвал двигателя, только при очень низких температурах воздуха. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических условиях, то необходимо позаботиться об утеплении места стоянки машины, а также сменить моторное масло.
Когда такое случается, естественно хочется узнавать, почему стартер крутит как будто сел аккумулятор. Такое неприятное явление может произойти на любом автомобиле, независимо от того бензиновый он, или дизельный. Проблема с пуском становится невозможной, до ближайшего автомобильного электрика может быть больше сотни километров, продолжать движение нужно, а мотор не заводится. Если машина с механической коробкой передач, можно её толкнуть, а что делать с «автоматом»?
Почему стартер крутит как будто сел аккумулятор, что случилось с машиной, что в таких случаях предпринимают? На эти и другие вопросы попробуем ответить в этой статье. Если вам приходилось сталкиваться с такой проблемой, а также, в том случае, когда такого ещё не было, всё равно дочитайте её до конца, это в дальнейшем поможет избежать или избавиться от них самостоятельно.
Короткое замыкание в аккумуляторе
Длительная эксплуатация АКБ ведет к разрушению материала электродов. Одна из шести батарей может выйти из строя. Короткое замыкание приводит к критическому падению напряжения и автомобильный аккумулятор сам разряжается. Источник питания с этой неисправностью не сможет завести стартер.
Чтобы избежать замыкания, необходимо периодически восстанавливать емкость АКБ при помощи зарядного устройства.
Есть неисправность бортовой электросети
Чаще всего проблемы с утечкой тока возникают по следующим причинам:
- Токопроводящие выводы загрязнены оксидами.
- Повреждена проводка (нарушена изоляция).
Выясняя, почему разряжается аккумулятор на машине, можно провести последовательную проверку системы:
- Убрать ключ из замка зажигания.
- Закрыть двери, полностью опустить стёкла. Мера обязательна, поскольку в ходе проверки центральный замок заблокируется.
- Все приборы, работающие от сети, следует отключить.
- Минусовой вывод снять.
- Взять мультиметр и проверить ток.
Наблюдается большой ток
Значения, превышающие средние показатели, указывают на сверхнормативную утечку. Её можно попытаться отыскать самостоятельно, если вскрыть блок с предохранителями и снимать элементы по одному. Как только заметите, что после удаления очередного ток утечки резко понизился, значит, найдена цепь с неисправностью. Её нужно проверить вместе с потребителями.
Ошибки эксплуатации
В большинстве случаев АКБ разряжается в результате ошибок, допущенных водителем. Приведём основные:
- Бортовая сеть автомобиля имеет определённый ресурс. Подключая дополнительное оборудование, не предусмотренное в стандартной комплектации (видео– и аудиосистемы, обогреватели сидений, другие энергопотребляющие приборы), важно учитывать возможности генератора. Если его мощности недостаточно для питания девайсов, повышенная нагрузка ляжет на автомобильный аккумулятор.
- Кустарная установка вспомогательного оборудования — одна из основных причин разрядки АКБ.
- Тюнинг автозвука — отдельная тема, о которой редко задумываются начинающие автолюбители. Мощные акустические системы создают колоссальную нагрузку на бортовую сеть. Генератор с такими потребностями не справляется, поэтому к работе подключается аккумуляторная батарея. Итог хорошего звука — быстрая разрядка.
- Установка нештатной сигнализации часто провоцирует ускоренный разряд АКБ. Косвенно указывают на проблемы внезапные глюки с запиранием и открыванием дверей.
- Подключение дополнительных приборов нежелательно проводить напрямую к плюсу. Желательно вывести отдельную цепь через замок зажигания с установкой предохранителя.
- Стояние в пробках не проходит бесследно не только для нервной системы, но и для основных систем. Генератор способен выдавать расчётную мощность только в случае, если обороты выше 1500. На холостых к обеспечению приборов подключается АКБ. Если застряли надолго, лишние приборы нужно отключить.
Для справки: для того чтобы стартер раскрутил маховик, в среднем уходит 5 секунд, при этом тратится определённое количество энергии. Для того чтобы её восстановить, генератор должен проработать не менее 20 минут во время движения автомобиля на оборотах не ниже 1500.
- Стандартный режим эксплуатации авто — ежедневные поездки на короткие расстояния. Например, поездки с ребёнком в школу и обратно. За короткий промежуток времени генератор не успевает пополнять аккумуляторную батарею, то есть устройство постепенно разряжается.
- Классика — оставленные габариты. В зависимости от исходного состояния АКБ, такая небрежность может разрядить устройство за час и менее. Сюда же можно отнести и неправильно подключённую сигнализацию.
- Окисленные клеммы способствуют утечке тока, то есть аккумулятор разряжается в непрерывном режиме. Для того чтобы устранить неисправность, следует зачистить контакты с помощью специальных средств и постоянно следить, чтобы оксиды не накапливались.
- Устанавливая новые предохранители, следите за номиналом. Параметр не должен превышать рекомендованный в инструкции.
- Естественные вибрации — редкая причина разрядки, но и её нужно предусмотреть. На неровной дороге плохо закреплённая аккумуляторная батарея разбалтывается. В результате ослабляются контакты и возникают токи утечки, ускоряющие разряд.
- Если предполагается оставить машину на длительное время, аккумулятор необходимо снять, чтобы предотвратить разрядку.
Помимо пользовательских ошибок, у некоторых автомобилей случаются «штатные болячки», например постоянно «тормозит» моторчик стеклоподъёмника, периодически фары самопроизвольно включаются или выключаются. Любые ошибки в работе бортовой электросети приводят к разряду аккумуляторной батареи.
Как правильно проверить стартер на аккумуляторе
Как видно на иллюстрации, узел состоит из двух отдельных составляющих:
- Втягивающее реле – работает по принципу сцепления механической коробки передач – соединяет шестерню бендикса с маховиком двигателя, для проворачивания коленвала.После успешного старта бендикс возвращается на «парковочное» место, чтобы вал электродвигателя не вращался вхолостую. Поломка реле приводит к тому, что исправный мотор стартера не может провернуть коленвал, и ДВС не стартует.
- Электродвигатель стартера. Поломки классические – перегорела обмотка якоря, стерся коллектор, изношены щетки. Статор не ломается, поскольку он без обмоточный.
Есть и чисто механические поломки – например, если стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе, и нормальном состоянии электрической части, возможно, дело в подшипниках или изношенности шестерен.
И если вы сняли блок с двигателя, проведите профилактическую чистку. Наличие грязи может привести к затруднению вращения якоря.
Проверка электродвигателя
Надежно закрепив корпус, соединяем минусовую клемму аккумулятора с проушиной крепления стартера (то есть соединяем минус с корпусом, массой). Кабель должен быть сечением не менее 6 квадратов.
Плюсовую клемму соединяем с кабелем питания двигателя (короткий отрезок провода с клеммой, который крепится на контакт втягивающего реле).
Вал должен интенсивно крутиться. Если стартер еле крутит – разбираемся с мотором. Проверяем состояние щеток и коллектора. Щеточный узел легко демонтируется. Гибкие провода должны быть без следов оплавления, а сами щетки иметь запас по длине. При видимых повреждениях элементы подлежат замене.
Осматриваем коллектор ротора (после снятия щеточного узла он доступен со всех сторон). Сам ротор должен свободно вращаться, медные ламели иметь равномерный износ. Недопустимо замыкание между контактными пластинами (проверяется визуально и мультиметром).
Есть еще один тест – дайте двигателю покрутиться в течение 20-30 секунд. Затем оцените нагрев корпуса и проверьте отсутствие запаха горелой обмотки. Температура не должна быть выше 40-50°С.
Проверка втягивающего реле
Этот элемент одновременно производит замыкание вала стартера с маховиком ДВС (посредством бендикса) и подает питание на обмотку мотора стартера.
Чтобы проверить втягивающее реле стартера от аккумулятора, достаточно подать плюсовой провод на управляющую клемму реле. Ее легко найти – на клемме нет резьбового соединения, в отличие от силовых контактов.
При подаче 12 вольт, должен прозвучать характерный щелчок, и шестерня бендикса займет рабочее положение.
Можно проверить замыкание силовых контактов реле, подающих напряжение на мотор стартера. В момент срабатывания, сопротивление между ними должно равняться нулю. Если нет – просто почистите контакты (пятаки).
Может ли сигнализация посадить батарею?
Стандартная сигнализация потребляет 0.08 ампер/часа. Сложные сигнализации с дистанционным оповещением тратят на 30% больше. Это немного, аккумулятор в 60 Ампер/час разрядится примерно через месяц простоя.
Сигнализация работает так: при постановке она впадает в «спящий» режим. Потребление тока минимальное. При замыкании контакта в цепи датчиков срабатывает блок, посылающий сигнал на фары и сирену, а также оповещение брелка. Современные сигнализации способны реагировать на громкий звук, вибрации и даже излишнее приближение к автомобилю. Такие системы расходуют больше тока, так как используют принцип радиолокации или фотоэлементы.
Причины, почему сигнализация потребляет больше тока.
- Наличие радиомодуля оповещения. Для его работы нужно больше энергии, чем на работу самой сигнализации.
- Брак схем сигнализации.
- Неправильно установленные или слишком чувствительные датчики. Сигнализация срабатывает, при сломанной сирене это ведет к повышенному разряду.
- Сработки иммобилайзера. В этом случае батарея будет исправна, но зажигание не включается.
- Неисправный автозапуск пытался завести двигатель. Стартер бысто «садит» батарею.
- Сигнализация автономного типа имеет свой аккумулятор. Если он изнашивается, реле старается его зарядить и «вытягивает» энергию из основного. Поэтому лучше устанавливать зависимую сигнализацию или проверять батарею основного.
Внимание! Устанавливайте и чините сигнализации в специализированной мастерской у опытного автоэлектрика. Неправильные подключения или оголенные провода могут привести к пожару или серъезной поломке.
Проверить исправность сигнализации довольно сложно, так как разряд может быть коротким по времени и отследить его невозможно. Тест прост:
- Сигнализация отключается, автомобиль эксплуатируется без нее. Если батарея не разряжается, стоит диагностировать или установить новый блок.
- Поднимается капот, концевик датчика зажимается. Измеряем расход тока сигнализации. Провоцируем сработки — стучим по крыльям, шатаем авто. Сигнализация во время сработки потребляет больше тока, но через установленное время должна отключаться и не потреблять лишнюю энергию. Если сигнализация не отключается, она легко за ночь может «выпить» целый аккумулятор.
Почему новый аккумулятор автомобиля разряжается за ночь в ноль
Обычно установка нового АКБ, сделанная по правилам, не вызывает проблем. Но иногда происходит внезапная потеря мощности источником питания.
Распространенные причины, когда ночью сам разряжается новый автомобильный аккумулятор:
- длительная стоянка на холоде;
- утечка электричества;
- АКБ не подходит по емкости;
- возраст батареи;
- заводской брак;
- предпродажное хранение без обслуживания;
- низкое напряжение на клеммах;
- не поступает энергия от генератора;
- большой пусковой ток стартера;
- работа электроприборов во время стоянки.
Если быстро садится мощность источника питания, то необходимо проверить каждый пункт из приведенного списка.
Что делать, если аккумулятор садится за ночь
Перед началом исследования необходимо зарядить аккумулятор от сетевой станции полностью. Если у вас гибридный или малообслуживаемый аппарат, необходимо провести замер плотности электролита в банках и его уровень. Нужно добавить дистиллированной воды в элементы, если уровень его меньше нормы 1,2-1,5 см, с последующей подзарядкой. Необслуживаемый герметичный аккумулятор просто подзарядить.
Причинами, почему аккумулятор за ночь садится в машине, могут быть:
- не держит заряд аккумулятор – разряжался в ноль, перемерзал, старый;
- проблемы в генераторе;
- неисправно какое либо устройство, потребляющее ток;
- эксплуатация при низкой температуре;
- не выключен на ночь, находится в спящем режиме один из потребителей, кроме сигнализации и дистанционного управления.
При нормальных условиях в период простоя расход энергии должен составлять меньше 0,05 А, все большие потери – паразитные.
Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
Недозаряженный аккумулятор в период длительного простоя в холод быстрее саморазряжается, теряя емкость. Опасно, если электролит с недостаточной плотностью перемерзнет. Кальциевая АКБ после одноразового обледенения может не восстановиться. Если батареи часто садятся на ноль, они теряют способность к самовосстановлению. Почему зимой часто садится аккумулятор за ночь? В зимний период подзарядка идет медленнее, а потери емкости становятся значительными. На запуск оборудования с загустевшей смазкой требуется больше усилий. В результате опасность зимой посадить аккумулятор на ноль возрастает многократно.
В холодное время необходимо чаще контролировать уровень зарядки батареи. Для восстановления емкости, движение должно быть интенсивным, с малым количеством простоев с заглушенным мотором. Аккумулятор или подкапотное пространство необходимо утеплять, сохраняя как можно дольше остаточное тепло мотора.
Что водители делают не так?
Случается, что разряжается аккумулятор на автомобиле и из-за необдуманных действий водителей. Классический пример: оставленные на ночь включенными фары. В авто отечественных марок отслеживать выключение лампочек придется самостоятельно, а вот иностранные производители позаботились об удобных автоматических системах.
Что касается аккумуляторов, которые эксплуатируются более 3-5 лет, их разрядка может наступить вследствие выработки ресурса батареи. Напомним, что со временем источник питания теряет электрический заряд, а также его ёмкость становится меньше.
Естественный износ происходит по причине сульфатации кислотно-свинцовых аккумуляторов — в процессе накопления солей на внутренних пластинах. Сокращение рабочей площади выводов ведёт к ухудшению проводимости и контакта с электролитом.
Как предотвратить быстрый разряд аккумуляторной батареи?
В первую очередь, необходимо сократить количество коротких поездок. Частый запуск двигателя приводит к большим затратам электроэнергии из бортовой сети, которая попросту не успевает пополнится новым зарядом к следующему запуску.
Для нормальной работы штатных потребителей энергии автомобильный аккумулятор регулярно подзаряжают с помощью зарядного устройства. Полный заряд батареи вредит элементу и ведёт к потере емкости и сокращению ресурса, даже нового АКБ.
Не лишней будет и проверка электролита. Помимо уровня контролируется и состояние вещества. Пластины, изготовленные из свинца, должны быть полностью скрыты электролитическим составом. Подобное техническое обслуживание и профилактические мероприятия помогут продлить ресурс батареи и сохранить ее емкость в течение всего срока службы.
Если вы замечаете, что слишком быстро садится аккумулятор на машине, ее торопитесь искать причину под капотом самостоятельно, без досконального знания схемы устранить исправность не получится. Более того, можно еще и усугубить ситуацию. В случае обнаружения неполадок аккумуляторной батареи, проводки, сопутствующих предохранителей и других элементов обращайтесь в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные специалисты проведут грамотную диагностику, проверят состояние клемм аккумулятора и измерят напряжение в сети с помощью качественного вольтметра. Ремонт любых систем выполняется в соответствии с рекомендациями производителей, точно в срок и по разумной цене.
Советы и рекомендации
- Подключая к бортовой сети авто обогреватели, аудио/видео устройства, источники света и другие потребители энергии, убедитесь, что генератор имеет достаточный запас мощности для питания дополнительных девайсов.
- Подолгу простаивая в пробках, учитывайте, что полную мощность генератор выдает только тогда, когда обороты двигателя превышают 1500, а на холостых оборотах часть нагрузки несет АКБ, поэтому желательно в таких случаях отключить лишних потребителей энергии от бортовой сети.
- При эксплуатации автотранспорта в режиме частых поездок на незначительные расстояния аккумулятор не успевает подзарядиться от генератора и требует периодической подзарядки внешним зарядным устройством.
- Самые банальные причины разрядки — невыключенные габаритные огни, постоянно горящая лампочка в багажнике, неправильно подключенная сигнализация.
- Не применяйте предохранители большего номинала, чем предусмотрено инструкцией по эксплуатации автомобиля.
- Защитите клеммы от окисления специальными средствами.
- Поддерживайте ХИТ в чистоте, чтобы избежать саморазряда через токопроводящий слой поверхностных загрязнений.
- Устанавливая новый аккумулятор, обязательно полностью снимите защитную полиэтиленовую пленку — под ней скапливается пыль и грязь.
- Если собираетесь не использовать автомобиль длительное время, не оставляйте аккумулятор подключенным к бортовой сети во избежание полного разряда — это может привести к значительной потере его емкости вследствие ускоренной сульфатации пластин.
- Хотя бы раз в год, желательно перед наступлением холодов, проводите подзарядку батареи сетевым зарядным устройством в режиме десульфатации, контроль натяжения ремня генератора и проверку бортовой сети на наличие утечек.
- Учитывайте особенности эксплуатации и хранения автомобильного аккумулятора в зимнее время.
Правильная эксплуатация и соблюдение правил хранения в холодное время года, а также профилактические мероприятия позволят свести к минимуму риски возникновения неприятных ситуаций, как водится, в самый неподходящий момент.
- https://batts.pro/saditsya-akkumulyator-za-noch/
- https://store.fubag.ru/tips/pochemu-razryazhaetsya-akkumulyator-v-mashine-prichiny-i-resheniya/
- https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/pochemu-bystro-razryazhaetsya-avtomobilnyj-akkumulyator-prichiny/
- https://litezona.ru/starter-bystro-sazhaet-akkumuljator/
- https://BurForum.ru/elektrooborudovanie/mozhet-li-starter-razryazhat-akkumulyator-2.html
- https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/izza-chego-vdrug-rezko-saditsya-dazhe-svezhiy-akkumulyator/
- https://DACAR.su/articles/esli-akkumulyator-razryazhaetsya-prichiny-i-deystviya/
Как вам статья?